fox511 (fox511) wrote,
fox511
fox511

Categories:

В выходной день о работе.



Мне одному схема проводки на самолетах напоминает нервную систему?
А топливопроводы - кровеносную?
Какие же тогда аналоги в живых организмах у гидросистемы?

Эцсамое, чего хочу сказать.

Перешел я на другой проект. В другой офис. Однако - все в рамках одного места работы:)
Теперь я работаю на проекте 787-9. Занимаюсь расчетом на прочность узлов крепления электропроводки в самолете. Основные расчетные случаи - это либо вибрационные с перегрузкой в 16G в любом направлении, либо - случаи вынужденной посадки с перегрузками в 9G. Опять же - в любом направлении. Главное условие - чтобы проводка не срывалась со своих мест и не причиняла вреда пассажирам и не мешала нормальному функционированию самолета.

Если вдруг кому интересно узнать чем я занимался предыдущие 5 лет своей работы- милости прошу жмакать сцылку Read More. Там правда без картинок.


Я еще при приеме на работу думал - а хорошо бы на 787 поработать. За время стажировки я особо ничего не требовал, просто высказывал пожелания о работе на новом самолете, а не на проектах конвераций пассажирских самолетов в грузовые. Мне повезло - в мае 2006 г. меня с моей хорошей подругой Дианой Владимировной направили на первый, как у нас говрят "боевой проект" - это проектирование титаново-углепластиковых балок пола для самолета 787-8. На служебном жаргоне этот проект назывался "половым вопросом".

К балкам пола крепятся рельсы для пассажирских кресел, всякие туалеты и гардеробы. Основные расчетные случаи - это, как и для проводки - вынужденные посадки. Нагружение балок - сосредоточенными инерционными силами (вес кресел и пр. умноженый на перегрузку). 9G в продольном направлении, 4G - в вертикальном. Что интересно в этих балках - титановая стенка имела синусоидальную форму. А пояса предполагались быть углепластиковыми.
10 месяцев ковырялся. Проектировал всякие кронштейны, фигачил трехмерные конечноэлементные модели для расчета. Могу сказать, что этот проект по сложности очень намного превосходил мои возможности.

После полового вопроса я недолго (что-то около двух недель) я поучавствовал в проекте по разработке оборудования для аварийного покидания испытательных вариантов 787-8. Помогал в конечноэлементном расчете дефлектора.
Аварийное покидание Дримлайнера предполагалось осуществлять в следующем порядке:
- разгрерметизация салона по команде из кабины пилотов
- отстрел двери в хвостовой части салона силами ниженеров по летным испытаниям
- выпуск дефлектора в поток.
- покидание самолета

Так вот именно этот самый дефлектор я и помогал считать. Эдакая здоровенная пластина с отверстиями. Очевидно, что расчетный случай для нее - это нагружение максимальным скоростным напором. Чем закончился проект, я не в курсе. Знаю, что я сдал таки безупречную FEM модель этого дефлектора. Кстати на МАКСе я спрашивал у инженеров по летным испытаниям - мол стоял дефлектор? Мне отвечали, что мол да. Словесное описание совпадало с тем, что я считал. Приятно.

Затем я больше года работал над сотовыми композитными панелями на задней кромке крыла.



Видите панели на нижней поверхности крыла? Которые перед закрылками? Хорошо "очерчены" рядом крепежа?
Вот, они родимые. Расчетные случаи - нагружение от деформаций крыла при предельных перегрузках +2,5G или -1G. Считали в основном опять же методом конечных элементов. Все панели были наши - и верхние и нижние. Только этот расчет был для 7 самолета. Того самого, который сейчас у японцев летает в ANA.
Затем характер работы по этим панелям несколько изменился - писал так называемый SRM (Strucrure Repair Manual) для этих же панелей. Более бумажная работа. Это инструкции по ремонту этих же панелей. Они предписывают техникам в каких случаях есть необходимость ремонта, в каких случаях - ремонт не нужен вообще, в каких - достаточно просто грубо говоря заклеить выбоину скотчем, в каких придется муторно клеить силовую заплатку на панель, а в каких случаях - панель не отремонтировать, т.е ее нужно менять. Это все зависило от месторасполажения панели и от степени ее повреждения - сочетания длины, ширины и глубины забоины.

После этого я работал на передней кромке крыла. Сначала - расчет опоры направляющей предкрылка, затем - расчет титановых стыковочных лент. Были там такие детали, которые ставили в места, где панели предполагалось снимать при техобслуживании. Еще немного посчитал крышку заправочной горловины. Вот.

Немного отлучился на проектирование большой заплатки на хвостовую часть 787. В случае тейлстрайка предполагается, что поврежденный кусок обшивки выпиливается и заменяется новым куском. Эта вставная панель крепится к основной обшивке титановыми стыковочными лентами многорядным крепежом. Такая ремонтая схема обязяна выдерживать полный спектр полетных и посадочных нагрузок точно так же как и неповрежденный участок. Однако в формуляре самолета все же предполагается записывать требования более тщательного ремонта поврежденного участка на заводе изготовителе. Но - самолет в общем-то может летать и с такой заплаткой весь срок службы при всем диапазоне полетных и температурных нагрузок.

Еще один проект был сравнительно недавно. Это поддержка производства. Вот представьте себе. Конструкторы и прочнисты в КБ стараются, договариваются, разрабатывают деталь, вылизывают ее донельзя. Формируют пакет чертежей и документов. И передают это все на завод. А там....

А там все плохо - то отверстие не там просверлят - с меньшим шагом ли, ближе к краю детали, большего размера. Либо раззенкуют его, где этого делать не надо. Или там деталь композитная при формовке пойдет гофрами. Или вообще - ВСУ уронят на углепластиковый гермошпангоут.
То есть - реальная жизнь внесет коррективы в наши выверенные "под ноль" расчеты. И задача прочнистов на этом проекте была следующей. Необходимо было найти отчет с исходными (идеальными) запасами прочности для детали, понизить коэффициент запаса прочности с учетом "жизненых реалий" и выдать заключение - допустимо ли применять такую деталь или нет. А если недопустимо - то как ее ремонтировать. И возможно ли ее ремонтировать вообше.

Ну, вот примерно такой экскурс в пятилетнюю историю получился:)
Tags: личноe, прочнист
Subscribe
promo fox511 december 21, 2013 13:18 2
Buy for 20 tokens
Можете считать это особым видом рекламы, так сказать. Мануальный терапевт у меня тесть. То есть - врач, который лечит суставы руками. А руки, надо признать, золотые. Лично на себе неоднократно проверял, и по простым поводам - плечо там выбитое поправить, в принципе профилактически со спиной…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →