?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Поделиться Next Entry
Авиасалон МАКС. Инструкция по применению
FEM
fox511


Уверен, что среди моих читателей тех, кто хоть раз был на авиасалоне МАКС в Жуковском - подавляющее большинство, и для них весь мой пост не будет сообщать чего-то откровенно нового. Однако, вдруг кто начитавшись статей и насмотревшись красивых фото и видеоматериалов, захочет посетить это мероприятие впервые.
Для того, чтобы избежать разного рода неудобств при посещении аэродрома "Раменское" я постараюсь в меру своих писательских сил и опыта вооружить будущего, надеюсь, счастливого посетителя МАКС'а информацией.

Текст мой будет основан, что называется, на реальных событиях - моём личном опыте посещения авиасалонов начиная с 2001 г. Ну и в дополнение - фестиваля пилотажных групп в 2004 и 100-летия ВВС России в 2012 г.

В записи использованы картинки из этого поста Марины. Рекомендую ознакомиться с ним полностью


Прежде всего стоит понять, что МАКС - это массовое мероприятие на свежем воздухе. Как рок-концерт. Как сверхмассовый пикник. Open-air если хотите. Если вы были на подобных мероприятиях - то вы можете представить что из себя представляет МАКС в дни общего посещения.

Вот примерно настолько массовое:


Пункт номер Ноль:

ПОСМОТРИТЕ ПРОГНОЗ ПОГОДЫ!

Внимательно, на разных сайтах. Что обещают, как вообще там поживают теплые-холодные фронты.

Если прогноз погоды устраивает и на вопрос себе "Хочу ли я на МАКС?" уверенно ответили "Да, хочу", задайте себе следующий вопрос - "Что именно я хочу там увидеть?". То что можно там увидеть глобально делится на 2 больших раздела - статическая экспозиция (стоящие самолеты, павильоны) и лётная программа - собственно авиашоу.
Важно понять, чего хочется больше - поговорить с техниками/продавцами у самолётов, поковырять на стенде ногтем очередной опытный наноуглепластик, протестировать авиационный тренажёр или вам просто нужно посмотреть на летающие самолётики.

Дело в том, что весь период салона можно разделить на 2 категории - бизнесс-дни и дни общего посещения.

Бизнес-дни- это первые три дня работы авиасалона. Вторник, среда и четверг. Билеты на эти дни в общей продаже стоят примерно в три раза дороже, чем билеты на дни общего посещения. В этот период на авиасалоне проходят пресс-конференции, оглашение и подписание контрактов. Участники салона работают, если кратко. Какие особенности этих дней характерны для простых посетителей? Повышенные цены на билеты и разгар рабочей недели способствуют тому, что народу на выставке будет крайне немного. Это даёт возможность посетителю, кому интересны самолеты на стоянках и павильоны вдоволь и без лишней толпы спокойно всё осмотреть и пообщаться с экспонентами. Летная программа сокращена до предела - после обеда пару-тройку часов и всё.
Малое количество народу позволяет чуть более легкомысленно относиться к трансферу до места - можно поспать подольше, поехать более раскатанной и популярной "дорожкой".
Нюансов в посещении в бизнес дни немного, погода несильно влияет на осмотр экспонатов в павильонах, из-за дождя самолеты под навеc не увозят. Единственное - я бы избегал дня, когда выставку посещают первые-вторые лица государства, зачастую это вторник, первый день салона, но иногда (в 2011 г. например) бывает и среда. Дело в том, что до, во время и после визита чинов выставка, что называется, кладётся лицом в бетон. Безопасники такие безопасники. Изрядное количество пространства вокруг персоны оцепляется и выключается из работы.

Резюмируя кратко - бизнес-день для тех, кто хочет пощупать самолеты.

Дни общего посещения - пятница, суббота и воскресение. Это дни, когда ценник на билет и выходные позволяют посетить выставку любому желающему. Что это влечёт? Правильно, огромный наплыв народа, который желает посмотреть на самолётики. Сфотографировать самолеты на статической стоянке так, чтобы в кадр не попал чей-то ребёнок, висящий вниз головой на ПВД или отстоять очередь на посещение салона или кабины понравившегося самолета - задача для сильных духом. Основной упор в эти дни организаторы делают на демонстрацию лётной программы, именно в последние три дня салона она наиболее насыщенная.

Потому вывод - в дни общего посещения основной упор для посетителя салона стоит сделать на просмотр авиашоу.

По опыту могу сказать, что из этих трёх дней меньше всего народу - в пятницу, больше всего народу - в субботу. Граждане справедливо закладывают себе воскресение в запас на отдохнуть от отдыха. Хотя, есть немаленькая вероятность что и в воскресение количество посетителей будет несильно меньше субботнего наплыва.
Свежые данные для примера с МАКС-2015:
Больше всего народу было в субботу - порядка 150000 посетителей. В пятницу и воскресение - примерно поровну, не более 100000 человек в каждый день.

Различается ли лётная программа в дни общего посещения? Все три дня лётная программа как правило идентична на 90%. Другое дело, что погода может внести коррективы. На время дождя выступления групп могут отменить и после продолжить, ничего не переставляя местами, могут тех участников лётной программы, которым помешала погода выпустить в другое время.

Когда составляется плановая таблица полётов? План полётов с точным временем и порядком выступления утверждается и выпускается накануне дня авиашоу. Нет, раньше никак. Если хочется хотя бы примерно знать заранее что будет в плане - достаточно посмотреть плановые таблицы полётов за предыдущий МАКС и сопоставить его с прямыми трансляциями бизнес дней.

Основные моменты таблицы полётов Всё что написано в этом абзаце - преположения и обобщения, основанные на лётной программе последнийх МАКСов. Итак, в плановой таблице с большой долей вероятности будут:
1) Выступление Вертолётов России - групповой пролёт, роспуск и сольные выступления каждой модели. Часто этот пункт программы открывает лётный показ
2) Выступление ОКБ Сухого - групповой пролёт изделий ОКБ и сольные-парные выступления отдельных типов - Су-35, Т-50, Су-34
3) Уже два года на ВПП устраивается странное и мало кому нужное автошоу - гонки самолётов и автомобилей. Как правило его ставят предпоследним пунктом программы, перед "хедлайнером" показа.
4) Хедлайнеры - это пилотажные группы "Русские Витязи", "Стрижи" и приглашённые иностранные. Чаще всего их ставят последним номером программы.
5) Пилотажные группы на небольших негромких самолётах - "Челавиа", "Первый Полёт", "Русь", "Baltik Bees" редко ставят в конец программы, как правило они выступают в середине показа.

Пример адекватно скомпонованной лётной программы МАКС-2017 на 23 июля 2017 г. (воскресение)
[Нажмите, чтобы прочитать]





Определившись с приоритетами стоит выбрать день, или дни, когда ехать в Жуковский.
Если хочется посмотреть и то и то, понятно, что одним днём не ограничиться, разумно будет, например, запланировать на четверг - осмотр статической стоянки, а на пятницу - просмотр авиашоу.
Планировать пятницу хорошо ещё и тем, что у вас в запасе ещё два дня есть, на случай паршивой погоды и изменения хода лётной программы. Пролился в пятницу дождик, полёты отменили - есть еще суббота и воскресение, там вполне погода может улучшиться.

Честно скажу - хорошая погода в дни общего посещения на МАКСах скорее приятная неожиданность и везение, чем правило.

Что на себе? Главный критерий одежды и обуви - удобство. Вам придётся много ходить, залазить по стремянкам в кабины, стоять при просмотре авиашоу, в очередях к шашлыку и в туалеты.Мероприятие проводится на открытом воздухе в конце лета в Подмосковье. В это время года зачастую уже не бархатный сезон, потому, на мой взгляд, оптимальным будет наряд из легкой мембранной куртки, таких же штанов и удобной треккинговой обуви, которая ну хоть как-то, какое-то время сможет, если что, противостоять лужам, мокрой траве и пр.

Что в рюкзаке? В рюкзаке (а он удобнее всяких сумок на одно плечо и пакетов) лучше всего иметь:
- бутылку воды. Если погода предполагает быть жаркой - то 1.5 л., если прохладной - 0,6-1 л. В пластиковой таре. Стекло нельзя, если тара непрозрачна - могут попросить отпить. Алкоголь - тоже нельзя. Если погода обещает быть ну совсем осенней, а вы всё равно решились ехать - идеален будет термос с чаем/кофе. Но тут надо смотреть - были слухи, что изымали на досмотре термосы (по-моему в 2009 г.) Берите тот термос, который не жалко, если не удастся уболтать охранника на досмотре.

- запас еды. Бутерброды, фрукты, твёрдые овощи, сладости, орешки - ну что-то такое легкое по весу,приятное лично вам по вкусу, компактное по размерам и способное за 1-2 перекуса поддержать вас в течении дня.

Конечно и еду и питьё можно купить на выставке, но я лично стараюсь обходиться своими силами, чтобы не стоять в очереди. Для меня этот аспект важнее, чем остальные - ценник на еду и её качество. Долго стоять, дорого заплатить, невкусно поесть - зачем?

- дождевики. Ну такие компактные пакетики. Бросьте к себе в количестве равном численности вашей компании +1. Места не займут.

- зонтик. Я не ношу, обхожусь капюшоном. Но может пригодиться.

- средства защиты от солнца. Солнцезащитные очки, головной убор с козырьком, SPF крем.
Во второй половине дня солнце, если оно не прячется за тучами отлично припекает лица зрителей, наблюдающих за авиашоу

- фото/видео технику

- плед/подстилку - чтобы организовать себе место в секторе обзора полетов. Присесть, прилечь, вздремнуть, перекусить во время пауз в показе. Достаточно много видел семей, которые приносили с собой большие надувные матрасы.

- бинокль/зрительную трубу. 8-10 кратного хватит. Интересно следить за самолётом на манёврах, за движениями его механизации, за вихревыми жгутами, которые срываются с планера при маневрах во влажную погоду

- для детей, помимо стандартного набора приданого (ну, родители сами знают что нужно их чаду на длинной прогулке) я бы рекомендовал приобрести шумозащитные наушники. В строительном магазине например. Взлетающий на форсаже истребитель - это охренеть как громко и непривычно, если в первый раз. Чтобы ребёнок не испугался.

Примерно - вот так:

Саша, спасибо за фотку!

Колюще-режущие предметы - перочинные ножики, сапёрные лопатки, вилы, пики, топоры лучше оставить дома, иначе придётся оставлять их в камере хранения у пунктов досмотра. Зачем лишние телодвижения? Можно обойтись без этих инструментов на салоне.

Цветы жизни. Да, уж коль вспомнил про детишек. Брать или не брать их с собой? Родители, подумайте хорошо, прежде чем тащить ну уж совсем кроху додетсадовского возраста. Нужно ли ему это? Поймет ли он что? Не сомневаюсь, есть супербеспроблемные дети и суперродители (см. фоту выше), с которыми хоть в полгода на Эверест. Но всё же адекватно оценивайте свои способности и умения ваших отпрысков, учитывайте и их интересы наряду со своими личными. У всех разный темперамент и характер.

Я настоятельно рекомендую прикрепить к ребёнку - в виде браслета, кулона, бейджика информацию, содержащую следующие данные:
1. ФИО ребёнка
2. ФИО родителей
3. Номера телефонов родителей.

Полезным так же будет сфотографировать ребёнка перед входом на авиасалон - проще же показать фото потерявшегося ребёнка, чем сбивчиво и на нервах рассказывать полицейскому как он выглядит и во что одет.

На МАКС-2017 было потеряно 29 детей, все были найдены и возвращены родителям, но лучше по максимуму сократить время от потери ребёнка до возвращения - незачем ускорять появление седых волос у себя, да, родители? :)

Как проехать?
Основные проблемы и основные жалобы посетителей - это огромные затраты времени и сил на то, чтобы добраться до выставки. Есть одна поговорка, справедливая для любого способа трансфера до салона, которая поможет сохранить свои время и силы:

КТО РАНО ВСТАЁТ, ТОТ В ОЧЕРЕДЯХ НЕ СТОИТ!


Да, придётся выбирать, либо сон, либо комфорт.

Проехать на авиасалон можно тремя основными способами:
- на общественном железнодорожном транспорте
- на личном автотранспорте до бесплатной стоянки в аэропорту Быково
- на личном автотранспорте прямо на стоянку на территории аэродрома.

Подробнее можно узнать на сайте авиасалона, я же остановлюсь на особенностях, плюсах и минусах каждого способа.
Электричка. Схема простая - садитесь на электрический поезд Казанского направления либо с Казанского вокзала, либо со станции метро Выхино. Так же можно сесть в электричку на станции Электрозаводская, Новая (м. Авиамоторная).

С детальной информацией от ОАО ЦППК касающейся режима работы электричек можно ознакомиться здесь

Едете примерно час до ст. Отдых или пл. 42 км., по приезду проходите через некоторый досмотр к бесплатным автобусам от станции до непосредственно аэродрома. Там - детальный досмотр и вперёд за впечатлениями.
Плюсы метода:
- дешевый
- на большом отрезке пути (от Москвы до Жуковского) нет пробок, электрички ходят по графику более-менее
- гибкость. Можно не толпиться в автобусы на Отдых, можно дойти пешком до проходных, можно (если позволят организаторы) выйти пешком с территории аэродрома в город, можно приехать на ст. Отдых, а уехать - с 42 км. Вы ни к чему не привязаны. Можно выехать с территории аэродрома на автобусе, везущем людей не на станции электропоездов, а в город (до площади Громова, ул. Лацкова), а оттуда - пересесть на маршрутки, следующие в Москву (номера 474, 525 - уточните в Яндексе).

Минусы метода следует из его плюсов. Это - самый популярный маршрут подавляющего большинства граждан. Потому
- огромные скопления народа в узловых точках маршрута - при посадке высадке в электричку, при посадке в автобусы, при досмотре.
- наименьший комфорт. Зачастую ехать придется стоя, электрички/автобусы - штурмовать силой.

Методы минимизации издержек - миновать толпы людей по времени и по расположению.
По времени - это значит выезжать/приезжать сильно заранее. Насколько именно - смотрите в пункте ВРЕМЯ, там о времени вообще будет рассказано подробнее.
Миновать толпы "по расположению". г. Жуковский - это не только станция "Отдых". Обычно организаторы организуют автобусы не только от ст. Отдых. Автобусы до аэродрома также могут везти гостей от станции пл. 42 км.


Но зачастую на слуху и в голове у всех только станция Отдых и это выливается примерно в следующее:

12.00 выходного дня МАКСа. станция "Отдых". Граждане, стоящие в очереди на посадку в автобусы до авиасалона:


Фотография сделаная несколькими минутами позже. платформа 42 км. Опять же, граждане стоящие в очередь на посадку в автобус:


По-моему достаточно красноречиво.

Разница лишь в том, что автобусы от ст. Отдых везут посетителей на КПП1 (см. схему ниже), а от пл. 42 км. - на КПП3, и чуть подольше, на 10 минут примерно. Просто с разных концов летного поля зрители попадают на выставку.

отсюда

А так как меньше народу приезжает, то и очереди на досмотры тоже будут примерно также разниться. Смотрите:

Очередь из тех, кто приехал от "Отдыха":


Очередь из тех, кто приехал от "пл. 42 км."


Да, покупайте сразу билеты на электричку туда и обратно. Минус ещё одна очередь у касс в Жуковском за обратными билетами.

Личное авто до Быково.
Плюсы:
- большую часть маршрута (от дома до Быково) вы едете в комфорте, в своей собственной любимой машине
- дешево, никаких особых дополнительных затрат не нужно
- автобусная линия от бесплатной парковки всё же чуть менее загруженная чем автобусы от жд станций

Минусы
- пробки. Точно сказать во сколько вы приедете на парковку, а особенно - во сколько выедете - очень сложно.
- оставив машину на парковке, вам всё же придется при выходе с территории выставки вернуться туда же.
Симпровизировать и поехать обратно на поезде, или выйти в город поймать маршрутку не получится. Путь всё равно - автобус до Быково, пробка на выезд с парковки, пробки по дороге домой. Я помню, что на 100 лет ВВС мы с этой парковки выезжали более двух часов.

Уменьшить неприятные аспекты можно тайм-менеджментом. Приехать пораньше. Уехать пораньше.

Личное авто до парковки на аэродроме.

Плюсы:
- наиболее удобный и комфортный способ. Вы просто приобретаете талон на парковку на территории аэродрома, крепите его на лобовое стекло своего авто и, предварительно изучив на сайте схему проезда к нужной вам парковке.
- если приобретать парковочный талон на P2 (см. схему) то там организован отдельных КПП2 для досмотра и прохода.

То есть - очередей там почти не будет:


Минусы:
- удобство стоит денег. Достаточно заметных. Затраты можно уменьшить, набрав к себе пассажиров и поделить стоимость талона.
- пробки всё равно будут. И на самом аэродроме (небольшие) и в Жуковском, ну и на магистрялях московских.
- если вы хотите сэкономить и покупаете парковочный талон не на парковку P2, а на более удалённую парковку с другим номером, то у вас будет еще одно звено маршрута - трансфер от парковки до КПП1. Помните об этом и об очередях на нём.

Я настоятельно рекомендую этот способ тем, кто повезёт на авиасалон пожилых родителей (родственников), и/или детей в возрасте от 3 до 10-12 лет.

На МАКС-2013 я в день общего посещения (пятницу) я именно таким способом и воспользовался, сопровождая своих родителей.

Также существуют нестандартные способы добраться до места проведения авиасалона:
- на вертолёте
- на теплоходе по Москва-реке.
На себе я их не испытывал, могу предположить, что для их характеристики подойдёт описание поездки на личном авто с пропуском на аэродром. То есть - удобно, но дорого. В случае с вертолётом - очень дорого.

Досмотр Как всё устроено? На примере КПП1
Вот, посмотрите на фото:

Автобусы от станции останавливаются в районе голубеньких треугольников в левом нижнем углу снимка.
Далее к услугам посетителей как нельзя кстати стройный ряд туалетных кабинок.

Сам КПП состоит из трёх линий:
- Досмотр. Как правило 2-3 крайних правых пункта - для посетителей с большими сумками. Вам туда. У вас же рюкзачок со всем необходимым, помните же? Ну и очереди поменьше.
Для тех кто с детьми - слушайте объявления, там есть отдельная очередь для вас.
Досмотр - как в аэропорту. Сумку на ленту, вещи из карманов (сотовые, кошельки, ключи, мелочь) на стол, сам - через рамку металлоискателя.
Как сэкономить время себе и тем, кто позади тебя?
Выньте всё из карманов, снимите ремень (если он с металлической пряжкой), часы, переложите заранее всё в рюкзак, снимите с себя куртку и бросьте её тоже на ленту (на саму сумку)
Попросят открыть сумку после "просвечивания" - открывайте её не молча, не дожидайтесь вопросов - "это что?" сразу быстро показывая на предмет/подсумок/футляр/контейнер расскажите что это. Как правило просят достать показать жидкости - воду, кофе в термосах. Не закапывайте их глубоко в рюкзак.

- Билетные кассы. Если вы не озаботились покупкой билетов заранее, то после досмотра есть возможность купить билет на авиасалон непосредственно на входе. До этого момента ваши билеты не проверяют. Если у вас билет куплен - смело переходите к следующему пункту.

- Контролеры - те, кто проверяют ваши билеты. Они сканируют штрих-код и что-то там отрывают. Вывод какой? Правильно - держите билеты приготовленными заранее и повернутыми к контролерам штрих-кодами!.Деньги готовите же в супермаркете, пока кассир пробивает товар? Так и тут - не нужно рыться в карманах/сумочке подойдя к контролёру. Сделайте это раньше - стоя в очереди, идя к КПП, в автобусе наконец.

Где что? см. схему выше.
Аэродром "Раменское" состоит из двух пересекающихся ВПП. Одна - самая длинная в Европе. Она - рабочая. По ней разбегаются самолеты во время авиашоу, она служит осью пилотажа. Вторая - нерабочая, покороче. На ней расставляют крупные самолеты. Между ВПП, на рулежках, стоянках и полянках организованы стоянки мелких самолетов, военной техники (комплексов ПВО например), павильоны и шале.

Сектор обзора полётов расположен на полянке, ограниченой линейкой шале (желтые здания на схеме) и забором, расположенном параллельно рабочей ВПП на некотором расстоянии от неё.

Как найтись на статической стоянке?
Если ваша компания собирается постепенно - кто-то приехал раньше, кто-то позже, и звонок отстающих сонь настиг вас при осмотре экспозиции, естественно ориентир - какой-либо летательный аппарат, у которого вы встретитесь.
Если опаздуны или вы не слишком ориентируетесь в типах, ищите самый видный - самый большой, самый яркий.
На этом МАКСе, например, будет стоят "высоченный ушастый остроносый" Ту-144, будет огромный "Атлант" ВМ-Т с "бочкой на спине" - в кавычках перечислены отличительные признаки, которые поймет большинство.
Может ещё какие видные аппараты будут - не знаю.

Если вы с ребёнком - заранее договоритесь у какого аппарата встречаться, если потеряетесь. Покажите его, назовите его, либо по типу, либо договоритесь о том, как ребёнок его назовёт. Я на каком-то из МАКСов слышал объявление "Уважаемые родители Имярек, ваш сын ожидает вас у самолета, который он называет Большим Белым Китом"

Как найтись в секторе обзора полётов? Тут сложнее. В разгар авиашоу это безориентирная местность - море людей и всё.

отсюда

Но выход есть. На поле устанавливается как правило различное вещательное оборудование - большие экраны, аудиотехника, громкоговорители. Их и нужно использовать при наведении группы отстающих на место стоянки.
- "Мы у самого забора рядом с центральным экраном!"
- "Мы у крайнего правого экрана слева не доходя 15 метров до забора!"
- "Мы у третьего справа громкоговорителя у самого ограждения!"
Ребёнку точно так же - пришли вместе, расположились, покажите ориентиры, демонстративно покажите расстояние от вашего местоположения до забора. Чтобы если он отойдет - смог найтись.

Зачастую как выглядит разговор по сотовому, когда кого-то ищут в секторе обзора полетов?
"Я где? Ну я тут полеты смотрю. Ну короче, я прям напротив надписи на здании по другую сторону от полосы "Рособоронэкспорт!"" или "Ну я короче прям напротив диспетчерской вышки, ну вон же она на другой стороне!" Указанные ориентиры - они очень далеко от наблюдателей и у каждого - своё понимание "прям напротив"
Это работает крайне неэффективно.

Связь вообще на аэродроме может сбоить - народу много, сеть может быть перегружена. Имейте и это в виду.

Есть ли смысл подходить вплотную к забору в секторе обзора полётов? Не знаю. Не у забора вы пропустите только выруливания, разбег и посадку. Но зато - будет посвободней.
Мы зачастую вставали вплотную, чтобы поснимать на фото/видео, но граждане как-то в экстазе лезли на головы, в кадр, топтались по расстеленым коврикам. Нервяк.

То что не видно на ВПП - покажут по большим экранам, которые поселились там начиная с 2005 г.

Снимать именно что на самом МАКСе не вижу особого смысла, разве что видео документальной ценности, - после 12.00 солнце слева в лоб. Да и далеко всё, нужен объектив от 300 мм., чем больше тем лучше.
Ну разве что можно подловить самолет, когда он справа от зрителей разворачивается и если облачка фактурные, типа такого:


Но вообще, если прям охота поснимать - то проще, но дороже, оплатить себе медиаплатформу, которая организовывает фотографов на другую сторону ВПП - по солнцу. Сложнее, но дешвеле - вообще подобраться за территорией салона с другой стороны, но это - тема отдельного рассказа.

ВРЕМЯ Выделил красным этот пункт, потому что он важнейший из всех.
Основные характерные моменты:
8.00 - начало работы автобусов и КПП
10.00 - начало работы салона.
11.00 - начало показательных полётов
17.00-18.00 - окончание показательных полётов.

Главная ошибка большинства граждан, это то, что они едут на салон к десяти. Если не позже. И для них становится сюрпризом, что автобусы на станциях и КПП на аэродроме не могут переваривать тот поток людей, который доставляют электропоезда.

Так, чтоб было примерно понятно:
10 вагонов электропоезда вмещают в себя 1000 человек. На время салона электрички будут подходить к станции раз в 10 минут точно.
Пусть на станции Отдых выходит 500-600 человек. Чтобы их перевезти нужно 5-6 автобусов. Ехать от Отдыха до аэродрома - минут 20-30. Если на КПП1 каждые 10 минут будет прибывать 500 человек, то на каждый из гипотетических 20 точек досмотра на КПП1 (а на фотографиях Марины видно, что там не 20 точек, а вдвое меньше) придётся по 25 человек. Досмотреть их - не менее 15-20 минут. За это время очередь в каждую точку досмотра увеличится еще на 20-25 человек.

Смотрите динамику. Утро субботы, 29 августа 2015. Платформа "Отдых".
Время 8.18 утра:


То же самое место, но человек оказался там на полчаса позже. Время 8.48:

Но по его словам - ещё терпимо.

Выход каков? Вставать пораньше и ехать, ориентируясь на 8 утра. Чтобы вы в 7.30-7.50 утра были:
- либо на станции "Отдых", пл. 42 км.
- либо на парковке в Быково
- либо въезжали в сам г. Жуковский, гордо светя талоном на парковку своего лимузина.
При этом вы примерно в 8.30 будете уже свободны от всяких формальностей и сможете спокойно посмотреть и поснимать в красивом утреннем свете (если будет солнечно) статическую стоянку, даже в дни общего посещения. Часиков до 10.00-10.30

Обычно в конце шоу ставят, как на рок-концертах, - хедлайнеров шоу. В нашем случае - это выступление пилотажников из Кубинки, чаще завершают показ наши чудесные "Русские Витязи".

Так вот. Если важно уйти пораньше не толкаясь - уходить надобно в начале пункта лётной программы, который предшествует хедлайнерам. И смотреть их, оглядываясь на пути к месту посадки, ну или от места посадки в автобусы до станций, парковок и прочее.
Обидно, но что поделать.

Или можно досмотреть полностью показ, не уходить сразу - съесть последние яблоко/бутерброд из запасов, пройтись ещё раз по стоянкам, поторговаться с продавцами сувенирки, ну в-общем как-то занять себя еще на часок и выходить оттуда уже в числе последних. На МАКС-2015 я так и сделал. В самый массовый день - субботу, "Русские Витязи" закончили свою программу в 17.00. Зрители потянулись к выходу, я дошел до ближайшего экрана, на котором транслировались записи полетов прошлых МАКСов и уничтожил оставшиеся запасы провизии у себя в рюкзаке. Чтобы меньше таскать.

Поле спустя 18 минут после окончания программы выглядело вот так:


Знаете где были все зрители? Правильно - толпились на выход. Я же пошел к выходу спустя ещё полтора часа - моя последняя фотография была сделана в 18.45. Никаких очередей при посадке в автобус и в электричку.

Мы старались не использовать автобусы от аэродрома до ст. Отдых, предпочитали идти пешком. Это если позволяли организаторы. Может быть мы неоптимально использовали время, но нашей компании зачастую лучше было пройти 5 км. пешком, чем толкаться в очереди на автобус. Вот примерные пешие маршруты от аэродрома до станции электрички:


Ну чтобы вы знали, сколько вам идти, если решились. Моим темпом - 1 км. за 10 минут идти меньше часа.
Бонусы пешей прогулки, помимо очевидной пользы для здоровья - это самоэкскурсия по легендарному аэродрому ЛИИ и старой части г. Жуковский. Мимо аллеи с фотографиями и именами летчиков-испытателей - Героев СССР и РФ, мимо здания ЦАГИ и аэродинамических труб (вертикальной штопорной), через площадь Ленина мимо памятника Жуковскому.

Форс-мажор. Организаторы МАКСа примерно представляют, какое количество народа и с каким темпом будет приезжать и уезжать на аэродром. Под это дело и организуется так называемый наряд сил - определённые регулярность и количество транспорта, сотрудников милиции и внутренних войск и прочее.
По опыту могу сказать, что эта вся "кровеносная система" худо-бедно, но работает. Правда "запас прочности" невелик, и в случае чего - накладки конечно будут. Небольшие сбои в режиме движения автобусов в разных местах маршрута в итоге могут привести к серьезным сбоям в расписании. Что уж говорить о более сильных внешних обстоятельствах, которые заметно влияют на процесс перемещения посетителей.

Самый серьезный фактор - это погода, в частности - сильный дождь. Прохладная вода льющаяся с неба заставляет посетителей с утроенной энергией спешить домой в сухой автобус, электричку, личный авто.
Поток людей в единицу времени возрастает лавинообразно и расчитанная на куда меньшие параметры система даёт сбой. Люди ожидающие автобуса от КПП до парковки/станции копятся быстро, перестают помещаться на парковке, в итоге - выходят на проезжую часть, пытаются неорганизованно идти пешком, в итоге - парализуется движение автобусов. Кто был на МАКС-2013 в субботу - те понимают о чём я :)

Как действовать? Попробовать выйти с территории аэродрома через КПП3, если вы на машине, которую оставили в Быково - попробуйте от пл. 42 км. доехать на маршрутке (номер 39 по-моему)/попутке/такси до парковки например.
Можно выехать в город на автобусах для жуковчан - они идут до ул. Лацкова (окраина города, ближе к Москве, чем к Раменскому). Оттуда уже можно уезжать на маршрутке до Быково за авто, или - на автотранспорте до метро.
Этот же автобус может делать остановку на пл. им. Громова - оттуда пешком или на маршрутке можно попробовать добраться до станций электричек.
Если без машины - просто еще на этапе сборов накануне заложите себе в голову немаленькую вероятность прогуляться пешком несколько километров, возможно - по лужам по щиколотку. Следовательно - запас сухих носков в рюкзак при неблагоприятном прогнозе точно не помешает.

По результатам отзывов всё же отдельной строкой пропишу:
Передвигаться по аэродрому пешком к выходу - строго с разрешения сотрудников МВД.
По сообщениям организаторов - возможность выйти пешком предусмотрена, но - в случае форс-мажора, если автобусы перестанут справляться.

Вместо заключения.
Да, вы заплатили деньги организаторам. Да, они обязаны вас доставить туда и обратно, обеспечить вам комфорт, хлеб и зрелище.

Но всем будет намного легче если и вы потратите некоторое время на подготовку к путешествию. Хотя бы информационную. Ну например если вы дочитали до этого места - вы уже молодцы, первый шажок в подготовке вы уже сделали. Чуть больше планирования и обдумывания, чем вы привыкли. Побольше вариантов действий в голове. Может не стоит ехать от Отдыха сразу в Москву, может стоит проехать остановку-другую в область, а там - спокойно расположиться в полупустой электричке на сиденьях? Посмотрите регулярные маршруты общественного транспорта в г. Жуковский, посмотрите на план города в Яндекс-картах. Изучите повнимательней официальный сайт салона и группы МАКС'a в соцсетях - там есть активность и регулярно освежается рубрика "Вопрос-Ответ". Там же будет и самая оперативная информация по лётной программе, погоде, изменениям в показе. Смартфоны-планшеты сейчас у большинства - подписывайтесь. Все ссылки ниже.

Вопросы, пожелания, жалобы - в комментарии.
Спасибо за внимание!

Официальный сайт авиасалона
МАКС в Facebook
МАКС в Twitter
МАКС вКонтакте

promo fox511 december 21, 2013 13:18 2
Buy for 20 tokens
Можете считать это особым видом рекламы, так сказать. Мануальный терапевт у меня тесть. То есть - врач, который лечит суставы руками. А руки, надо признать, золотые. Лично на себе неоднократно проверял, и по простым поводам - плечо там выбитое поправить, в принципе профилактически со спиной…

Всё спалили:)
а так очень толково!
Спасибо Артем!

Edited at 2015-08-13 06:37 (UTC)

Вот вообще ничо не спалил.
Очевидные и общедоступные вещи написал же.

Отличный мануал :)
Сам скорее всего решусь, поеду в четверг :)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Карандашик! А ты пойдешь на МАКС?

Правильно всё Тёма написал, молодец!
Слушай, какого числа МАКС открывается? Я пойду в самый первый день, на остальные не пойду.

Читал бы кто ещё это всё :)

25 во вторник первый день.

О, да. Суббота-13 была веселой. Я уж не упомню, за каким бесом мы поперлись туда именно в субботу - я-то первый и на тот момент последний раз в субботу на МАКСе был в 2003 году - вероятно, погноз был лучше. С толпой нас вынесло куда-то за пределы того места, где осуществлялась (точнее, на тот момент, кажется, уже не осуществлялась) посадка на автобусы. Фрог запихнулся в автобус, идущий мимо, а я нет, и шел до 42 км пешком. Так я туда раньше пришел, чем он приехал. Спрашивал у какого-то толкового майора, что поисходит - а он сам не в курсе.

Видишь, два года прошло а ты всё помнишь в деталях:)

всё по полочкам... как надо )

Масштабный труд! :)
Все правильно, все нюансы прямо выстраданы :)

Спасибо! Ништяк инструкция.

Удивительно! Сколько людей, сколько фотокамер -- а фотоснимков в результате почти что и нету.

Снимков - немеряно.
Любого ракурса и качества.

ой-ой-ой, зачем же вы про 42 км. всем рассказали? А если серьезно, спасибо за такой фундаментальный труд. Стыдно признаться, на МАКС в этом году поеду первый раз, много полезного для себя почерпнула

Про 42й км. было рассказано еще на обратной стороне билета на МАКС-2001.
Там просто как было написано - электричка до ст. Отдых и 42 км. А граждане как делают? Правильно, до Отдыха дочитали и всё, до него и поехали.

А потом стонут в интернетиках. А мне эти стоны читать - кариес развивается. И мигрень. И чесотка. И обидно как-то за граждан - только толпу и запомнили вместе с мокрыми ногами, а как в небо смотрели - не запомнили нифига.

Да и фотографиям Марины, которые я использовал - 2 года как. Она куда нагляднее всё спалила с вертолёта, не словами, а наглядными фотами.

Полезный пост)

От себя добавлю...

<В рюкзаке лучше всего иметь: бутылку воды>
Стекло нельзя. PET можно, но могут предложить отхлебнуть.

Для тех кто возит в багажнике шанцевый инструмент - лопаты-топоры лучше оставить дома, в противном случае придётся сдать в камеру хранения на КПП.
То же касается колюще-режущих предметов, пневматов-травматов, газовых пистолетов и ружей.

Edited at 2015-08-13 22:17 (UTC)

Да, точно.
Добавлю сейчас этот момент, чтобы народ не лишился своих любимых ножиков на досмотре